КОСТЮМ ДИЗАЙНЫ ЖӘНЕ СӘН

Кітап  графикасы
04.07.2020
Көркем тоқыма
04.07.2020

КОСТЮМ ДИЗАЙНЫ ЖӘНЕ СӘН

СӘН ЖӘНЕ КОСТЮМ ДИЗАЙНЫ

ФЭШН ДИЗАЙН

 

  1. Шығармашылық емтихандарды өткізудің мақсаты мен міндеттері

Емтихандарының мақсаты барынша дайындалған және талантты үміткерлерді анықтау үшін «Сән және костюм дизайны» білім беру бағдарламасы талапкерлерінің білім деңгейін және практикалық дайындығын анықтау болып табылады.

Шығармашылық қабылдау емтихандарының міндеттері:

– талапкердің дайындық бейініне сәйкес келетін пәндік саладағы біліміне, іскерлігіне және дағдыларына қойылатын талаптарға қатысты оқуға түсушілердің дайындық деңгейін анықтау;

– білім беру бағдарламасы пәндерінің оқу жоспарларында қарастырылған оқу-шығармашылық қызметтің белгілі бір түрлеріне қажетті деңгейге сүйене отырып, оқуға түсушілердің бейнелеу дағдыларының деңгейін анықтау және бағалау;

– талапкерлердің шығармашылық қабілеттерін, композициялық және бейнелік-ассоциативті ойлау қабілетінің болуын, «Сән және костюм дизайны» білім беру бағыты бойынша оқу-шығармашылық қызметке дайындығын анықтау және бағалау.

 

  1. Шығармашылық емтихандар
  1. Композиция – (берілген геометриялық фигураға костюм композициясы/ шығармашылық көзден костюмнің бейнелі-ассоциативті композициясы, 6 сағат).
  2. Кескіндеме – (натурадан алынған костюмдегі адамның фигурасы, 6 сағат)

 

Емтихан тапсырмаларының шарттары және оларды орындауға қойылатын талаптар– «Композиция» емтиханы

 

Тапсырма 1. Берілген геометриялық фигураға костюм композициясы, (6 сағат).

1 нұсқа. Үшбұрыш

2 нұсқа. Төртбұрыш

3 нұсқа. Овал

Талаптар:

– берілген тақырыпқа сәйкестігі, тақырыпты ашуға шығармашылық көзқарас;

– шешімнің бірегейлігі, костюм композициясын құру үшін геометриялық пішіндерді қолданудағы идеяның бірегейлігі;

– композицияның сауатты шешімі (орталықты бөлу, тұтастық, тепе-теңдік және т. б.), композициялық мәнерлі құралдарды қолдану (масштаб, тұтастық, ең бастысы мен қосымшасы, симметрия-асимметрия, метр-ырғақ, статика-динамика, контраст-нюанс);

– композицияның көркемдік мәнерлілігі, үйлесімділігі мен эстетикасы, заманауи сән үрдістеріне сәйкестігі;

– графикалық әдіс-тәсілдер мен материалдарды меңгеру, өздерінің шығармашылық ойларын іске асыру кезінде олардың мәнерлі мүмкіндіктерін пайдалану;

– толық аяқталған жұмыс.

Шешім: ахроматикалық (қара және ақ)

Материалдар: тушь және қауырсын, маркер, гуашь және қылқалам (таңдау бойынша)

Көлемі: 2 нобай

Пішіні: А3

 

Тапсырма 2. Шығармашылық көзден костюмнің бейнелі-ассоциативті композициясы  (жыл мезгілі), (3 сағат).   

1 нұсқа. Жыл мезгілі

2 нұсқа. Гүлдер

3 нұсқа. Заманауи өнер

Талаптар:

– берілген тақырыпқа сәйкестігі, тақырыпты ашуға шығармашылық көзқарас;

– композицияның бейнесі және шешімнің өзіндік ерекшелігі, идеяның өзіндік ерекшелігі, силуэттік, түстік, фактуралық, текстуралық және т. б. әртүрлі ассоциацияларды қолдану;

– композицияның сауатты шешімі (орталықты бөлу, тұтастық, тепе-теңдік және т. б.), композициялық мәнерлі құралдарды қолдану (масштаб, тұтастық, ең бастысы мен қосымшасы, симметрия-асимметрия, метр-ырғақ, статика-динамика, контраст-нюанс);

– композицияның көркемдік мәнерлілігі мен эстетикасы, заманауи сән үрдістеріне сәйкестігі;

– графикалық әдіс-тәсілдер мен материалдарды меңгеру, өздерінің шығармашылық ойларын іске асыру кезінде олардың мәнерлі мүмкіндіктерін пайдалану.

– толық аяқталған жұмыс. 

Шешім: хроматикалық (түсті)

Материалдар: қарындаштар, гуашь, акварель, қылқаламдар

Көлемі: 2 нобай

Пішіні: А3

 

Шығармашылық емтихандарда талапкердің қолында планшет, қарындаштар, түрлі-түсті бояулар және басқа да тапсырмаларды орындау үшін қажетті материалдар болуы керек. Мөр басылған ватман мен қағазды форматты академия қамтамасыз етеді, талапкердің қалауы бойынша тиісті өлшемдегі ватманмен қапталған планшетті және А3 форматындағы қағаз парақтарын алып келе алады. Емтиханға жіберу сәтінде қабылдау комиссиясы ватманның беткі жағына мөр қояды.

Талапкерге кітаптарын, альбомдарын, репродукцияларын, өзге де түпнұсқалар немесе көшірмелерін, немесе бұрын орындалған жұмыстарын алып келуге  тыйым салынады. Емтихан жұмысына қол қоюға, қандай да бір белгілер, таңбалар  қоюға тыйым салынады. Пәндік комиссия қолдары, бөгде белгілері, таңбалары бар жұмыстарды қарамайды.

 

  1. Ұсынылатын әдебиеттер тізімі

композиция  бойынша

  1. Аллен Джон. Базовые геометрические формы для дизайнеров и архитекторов. – СПб.: 2016.
  2. Андросова О. Основы художественного проектирования костюма. Челябинск, 2004.
  3. Белько Т.В. Бионика костюма: Учеб. пособие для высш. учебн. заведений. – Тольятти: ПТИС, 1999.
  4. Бердник Т.О. Основы художественного проектирования одежды и эскизной графики. Ростов н/Д., 2001.
  5. Гусейнов Г.М., Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю. Композиция костюма. – М.: Академия, 2004.
  6. Ермилова В.В. Ермилова Д.Ю. Моделирование и художественное оформление одежды. – М.: Академия, 2001.
  7. Инкижинова В.Г., Павлова С.В. Композиция костюма. Учебно-методическое пособие. – Улан-Удэ, 2007.
  8. Пармон Ф.М. Композиция костюма. М., 2002.
  9. Пармон Ф.М. Рисунок и мода графика. – Екатеринбург, 2004.
  10. Пармон Ф.М. Кондратенко Т.П., Рисунок и графика костюма. – М.: Архитектура-С, 2005.

 

кескіндеме бойынша

  1. Могилевцев В.А. Основы живописи. Учебное пособие. .- СПб:, 2012
  2. Дж.Аристид. Уроки классической живописи. Техники и приемы художественной мастерской. – М.: Манн, Иванв и Фербер, 2017
  3. Хэйнс.Д. Акварель без правил. Техники, эксперименты, практические
  4. советы. М.: Манн, Иванв и Фербер, 2018
  5. Уайт М. Портрет и фигура акварелью. М.: Манн, Иванв и Фербер, 2019
  6. Прокофьев Н.И. Живопись. Техника живописи и технология живописных материалов. Учебное пособие для вузов. – М.: Владос, 2015. – 192 с.
  7. Шашков Ю. П. Живопись и ее средства. 2-е издание. – «Академический Проект», 2010. – 185 с.

 

МОДА И ДИЗАЙН КОСТЮМА

ФЭШН ДИЗАЙН

 

  1. Цель и задачи проведения творческих экзаменов

 

Целью вступительных экзаменов является определение уровня знаний и практической подготовленности абитуриентов образовательной программы «Мода и дизайн костюма» для выявления наиболее подготовленных и талантливых претендентов.

Задачи творческих вступительных экзаменов:

  • определить уровень подготовленности поступающих относительно требований, предъявляемых к знаниям, умениям и навыкам абитуриента в предметной области, соответствующей профилю подготовки;
  • определить и оценить уровень изобразительных навыков поступающих, исходя из уровня, необходимого для определенных видов учебно-творческой деятельности, предусмотренных учебными планами дисциплин образовательной программы;
  • выявить и оценить творческие способности абитуриентов, наличие композиционного и образно-ассоциативного мышления, готовности к учебно-творческой деятельности по образовательному направлению «Мода и дизайн костюма».
  1. Творческие экзамены

 

Композиция  –  (композиция костюма на заданную геометрическую фигуру / образно-ассоциативная композиция костюма от творческого источника, 6 часов).

Живопись – (фигура человека в костюме с натуры, 6 часов)

 

Условия экзаменационных заданий и требования, предъявляемые к их выполнению – экзамен «Композиция»

Задание 1. Композиция костюма на заданную геометрическую фигуру

(3 часа).

Вариант 1. Треугольник

Вариант 2. Прямоугольник

Вариант 3. Овал

Требования:

– соответствие заданной теме, творческий подход к раскрытию темы;

– неординарность решения, оригинальность идеи в использовании геометрических форм для создания композиции костюма;

– грамотное решение композиции (выделение центра, целостность, уравновешенность и т.п.), применение композиционных выразительных

 

средств (масштабность, целостность, главное-второстепенное, симметрия-асимметрия, метр-ритм, статика-динамика, контраст-нюанс);

– художественная выразительность, гармоничность и эстетика композиции, соответствие современным тенденциям моды;

– владение графическими техниками и материалами, использование их выразительных возможностей при реализации своих творческих замыслов;

– завершенность работы.

Решение: ахроматическое (черно-белое)

Материалы: тушь и перо, маркер, гуашь и кисть (на выбор)

Объем: 2 эскиза

Формат: А3

 

Задание 2. Образно-ассоциативная композиция костюма от творческого источника (время года), (3 часа).

Вариант 1. Время года

Вариант 2. Цветы

Вариант 3. Современное искусство

 

Требовая:

– соответствие заданной теме, творческий подход к раскрытию темы;

– образность композиции и неординарность решения, оригинальность идеи, использование различных ассоциаций: силуэтных, цветовых, фактурных, текстурных и т.д.;

– грамотное решение композиции (выделение центра, целостность, уравновешенность и т.п.), применение композиционных выразительных средств (масштабность, целостность, главное-второстепенное, симметрия-асимметрия, метр-ритм, статика-динамика, контраст-нюанс);

– художественная выразительность и эстетика композиции, соответствие современным тенденциям моды;

– владение графическими техниками и материалами, использование их выразительных возможностей при реализации своих творческих замыслов.

– завершенность работы.

Решение: хроматическое (в цвете)

Материалы: карандаши, гуашь, акварель, кисти

Объем: 2 эскиза

Формат: А3

 

 

 

На творческих экзаменах абитуриент должен иметь с собой планшет, карандаши, краски и все прочие необходимые материалы для выполнения

заданий. Ватман и бумагу указанного формата с печатью предоставляет академия, по желанию абитуриент может принести планшет обтянутый ватманом соответствующего размера и листы бумаги формата А3. При запуске на экзамен приемной комиссией проставляется печать на лицевой стороне.

Абитуриенту запрещается проносить книги, альбомы, репродукции, оригиналы или копии чужих, или своих ранее выполненных работ. Запрещается подписывать экзаменационную работу, ставить какие-либо знаки, пометки. Работы, содержащие подписи, посторонние знаки, пометки предметной комиссией не рассматриваются.

 

Условия экзаменационных заданий и требования, предъявляемые к их выполнению – экзамен «Живопись»

Задание. Фигура человека в костюме с натуры, (4 часов).

Требования:

– грамотное композиционное размещение изображаемого объекта на листе;

– конструктивное линейное построение и точность пропорций;

– передача объемно-пластических характеристик модели;

– грамотная передача основных тональных и колористических отношений и степень детальной моделировки цветом;

– передача фактуры и других характеристик ткани, материалов и декора костюма;

– завершенность работы.

Материал: Материал: ватман 40х60 см, гуашь, акрил, акварель, кисти.

 

  1. Список рекомендуемой литературы

по композиции

  1. Аллен Джон. Базовые геометрические формы для дизайнеров и архитекторов. – СПб.: 2016.
  2. Андросова О. Основы художественного проектирования костюма. Челябинск, 2004.
  3. Белько Т.В. Бионика костюма: Учеб. пособие для высш. учебн. заведений. – Тольятти: ПТИС, 1999.
  4. Бердник Т.О. Основы художественного проектирования одежды и эскизной графики. Ростов н/Д., 2001.
  5. Гусейнов Г.М., Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю. Композиция костюма. – М.: Академия, 2004.

 

  1. Ермилова В.В. Ермилова Д.Ю. Моделирование и художественное оформление одежды. – М.: Академия, 2001.
  2. Инкижинова В.Г., Павлова С.В. Композиция костюма. Учебно-методическое пособие. – Улан-Удэ, 2007.
  3. Пармон Ф.М. Композиция костюма. М., 2002.
  4. Пармон Ф.М. Рисунок и мода графика. – Екатеринбург, 2004.
  5. Пармон Ф.М. Кондратенко Т.П., Рисунок и графика костюма. – М.: Архитектура-С, 2005.

по живописи

  1. Могилевцев В.А. Основы живописи. Учебное пособие. .- СПб:, 2012
  2. Дж.Аристид. Уроки классической живописи. Техники и приемы художественной мастерской. – М.: Манн, Иванв и Фербер, 2017
  3. Хэйнс.Д. Акварель без правил. Техники, эксперименты, практические советы. М.: Манн, Иванв и Фербер, 2018
  4. Уайт М. Портрет и фигура акварелью. М.: Манн, Иванв и Фербер, 2019
  5. Прокофьев Н.И. Живопись. Техника живописи и технология живописных материалов. Учебное пособие для вузов. – М.: Владос, 2015. – 192 с.
  6. Шашков Ю. П. Живопись и ее средства. 2-е издание. – «Академический Проект», 2010. – 185 с.