8D02116 – «Искусствоведение» / «История и теория изобарзительного искусства»

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И СПОРТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КАЗАХСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ИСКУССТВ
ИМЕНИ Т.К.ЖУРГЕНОВА

Кафедра «ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ КИНО»

ВОПРОСЫ
вступительного экзамена в докторантуру по образовательной программе
8D02116 – «Искусствоведение» / «История и теория изобарзительного искусства»
«ИСТОРИЯ ИСКУССТВА КАЗАХСТАНА XIX-XX ВЕКОВ»

1. Творчество Томаса Аткинсона как визуальное документирование действительности Казахстана середины XIX в.
2. Графика Ч. Валиханова в исследованиях отечественных ученых
3. Сюжетные решения произведений Т. Шевченко в казахстанский период творчества
4. Казахский орнамент: исторические этапы формирования; его специфика в видах прикладного искусства; семантические смыслы
5. Значение образов тюркской мифологии в современном искусстве Казахстана
6. Определение методологии изучения произведений традиционного искусства
7. Исследователи казахского народного искусства: эволюция подходов
8. Творчество Н. Хлудова в исследованиях ученых и писателей
9. Роль Поля Базиля Гурдэ в формировании архитектуры (с 1883 по 1903 год) города Верный
10. Конструктивизм М. Гинзбурга в архитектуре Алма-Аты
11. Особенности национального неоклассицизма в архитектуре
12. Живописные направления в искусстве 1920-1930 годов
13. Стилистические приёмы живописи А. Кастеева
14. Значение творчества репрессированных художников
15. Идеи соцреализма в творчестве художников-живописцев 1940-1950 годов
16. Национальное своеобразие сурового стиля в живописи 1960 годов
17. Творческий метод в наследии С. Калмыкова
18. Синтез влияний традиций казахских культурных феноменов и русско-европейских художественных традиций в художественной системе С. Мамбеева
19. Национальные образы в графике Е. Сидоркина
20. Академический реализм в творчестве Т. Досмагамбетова
21. «Эмоциональная травма» – принцип зарубежных искусствоведческих интерпретаций творчества Е. Мергенова
22. Contemporary art Казахстана: направления, художники
23. Значение творчества Р. Хальфина в сложении сontemporary art
24. Историческая живопись эпохи независимости: направления развития
25. Тенденции постмодернизма в архитектуре современной Астаны
26. Роль национальных традиций в современном декоративном искусстве

«ИСТОРИОГРАФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ»

1. Экфрасис в древнегреческой поэзии и философии
2. Основные принципы классицизма в трактате Декарта
3. И. И. Винкельман и его исследования античности
4. Понимание Я. Буркхардтом культуры в контексте истории (на примере его исследования «Культура Ренессанса»)
5. Принципы позитивизма в искусствознании XIX в.
6. «Проблема формы» и «проблема стиля» в истории искусства XX в.
7. Концепция стиля Г. Вёльфлина
8. «Художественная воля» – ведущая идея в концепции А. Ригля
9. Две формы восприятия в теории В. Воррингера
10. Искусство и духовная жизнь эпохи в исследованиях М. Дворжака
11. Феноменология искусства
12. Основные понятия структурализма Г. Зедльмайера
13. История исследований венского искусствознания
14. Методы «знаточества» и его представители
15. Иконографический анализ произведений искусства: эволюция метода
16. Художественная теория Д. Вазари
17. Иконография и иконология в исследованиях Э. Панофского
18. К. Юнг о творчестве Пикассо
19. «Мотивы памяти» Э. Гомбриха
20. Психологические теории в методологии искусствоведения
21. Методы социологического анализа
22. Деррида и его книга «Правда в живописи»
23. Критический рационализм К. Поппера
24. М. Баксандалл – метод «инференциальной критики»
25. Герменевтика и искусство

«Искусство Западной Европы ХХ века»

1. Основная проблематика и периодизация искусства Западной Европы ХХ века.
2. Истоки, сущность и идейная программа модернизма.
3. Ар нуво и национально-романтические искания в искусстве и архитектуре Европы
4. Формирование авангардистских направлений. Социально-исторический контекст и формальные искания.
5. Роль искусства неевропейских культур в становление живописи и скульптуры авангарда. Экспрессионизм, кубизм, сюрреализм.
6. Проблематика пространства и времени в кубизме и футуризме.
7. Роль личности в искусстве. Творчество П.Пикассо.
8. История и художественная специфика фовизма и экспрессионизма. Сравнительно-сопоставительный анализ особенностей французского и немецкого искусства начала ХХ века.
9. Абстракционизм: истоки, основные направления и мастера. В. Кандинский, К.Малевич, П. Мондриан.
10. Воздействие супрематизма на современную архитектуру. З.Хадид.
11. Роль реди мейда на разных этапах развития искусства ХХ века. Отказ от образности в искусстве.
12. Проблематика итальянской художественной школы первой трети ХХ века. Художественные направления, объединения и значимые фигуры.
13. Теория и художественная практика сюрреализма. С. Дали, Р. Магритт, М. Эрнст, Х.Миро.
14. Пластические новации в европейской скульптуре первой трети ХХ века. А.Архипенко, А. Джакометти, К. Бранкузи.
15. Проблематика фигуративных тенденций в европейском искусстве 1920-30-х гг.
16. Отражение идеологического диктата в тоталитарном искусстве СССР, Германии и Италии.
17. Определение и теория конструктивизма.
18. Интернациональный стиль в архитектуре. Творчество ведущих мастеров модернизма.
19. Инновации и образная символика скульптуры середины ХХ века. Г.Мур, А.Цадкин, М. Марини, Д.Манцу.
20. Особенности искусства второй половины ХХ века. Постмодернизм.
21. Теория постмодернизма: «смерть автора», ирония, апроприация, интертекстуальность, многообразие художественных стратегий.
22. Постмодернизм и поиски динамических принципов формообразования в архитектуре рубежа ХХ-ХХI вв. Творчество Н.Фостера, Р. Колхаса, Ф.Гери, З. Хадид, Д. Либескинда, Ж.Нувеля, С.Калатравы.
23. Искусство инсталляций. От искусства объекта к инвайронменту.
24. Методы и история искусства перформанса.
25. Роль новых медиа в искусстве ХХ века. Появление и развитие видеоарта.