Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине докторантуры сформирована в объеме программы предшествующей ступени послевузовского образования (магистратуры).
Основные требования к уровню подготовки специалистов по докторантуре 8D02108 «Искусство эстрады»
I.Поступающий в докторантуру должен иметь представление о дисциплинах:
«Мировоззренческая культура творческой личности».
«Теория и методика преподавания специальных дисциплин».
«Исполнительское искусство».
знать: теоретические основы названных дисциплин; методику преподавания специальных дисциплин, ведущие тенденции развития исполнительского искусства. уметь: ориентироваться в теоретическом материале, в различных вопросах исследуемых проблем; применять теоретические знания в своей профессиональной деятельности.
иметь навыки: анализа сущностных и содержательных сторон художественных ценностей и процессов музыкального искусства и исполнительства. быть компетентным: в области мировоззренческой и исполнительской культуры личности; в вопросах теории и практики преподавания специальных дисциплин.
Вступительный экзамен проводится в устной форме и в форме реферата согласно «Положению о приеме в магистратуру и PhD докторантуру».
- Наименование дисциплины и их основные разделы
Предмет 1 «Мировоззренческая культура творческой личности». Цели курса: теоретическое и практическое осмысление мировоззренческой культуры в проявлениях познавательного, ценностного, творчески-активного отношения к музыке, искусству.
Студенты, вооруженные теоретическими знаниями и творческим опытом их практического применения, получают надежный ориентир для анализа и успешного решения различных профессиональных вопросов и проблем, выработки индивидуально-творческой позиции при их изучении и разработке. Мировоззренческая культура будущего специалиста позволяет глубже осознать диалектический характер своей профессиональной деятельности, осуществить аргументированный выбор методических средств, точнее выявлять эффективность, жизнедеятельность тех или иных учебных программ, пособий и т.д.
Задачи курса:
научно-теоретические представления о феномене «мировоззрение»; личностно-творческая природа мировоззренческой культуры специалиста в общении с искусством;
принципы и функции в анализе мировоззренческой культуры творческой личности. знать:
- сущностные аспекты понятия «мировоззрение»;
- различные точки зрения философов на определение феномена
«мировоззрение»;
- слагаемые мировоззрения – взгляды, знания, убеждения.
уметь:
- раскрывать познавательную, ценностную, поведенческую подсистемы мировоззрения;
- сравнивать различные точки зрения философов на определение
«мировоззрение»
Содержание программы:
Тема 1 Философская сущность мировоззрения.
Тема 2 Искусство и мировоззрение. Эстетическое мировоззрение в чувственно-эмоциональном освоении окружающей действительности.
Тема 3 Мировоззрение и методология в контексте образования. Мировоззренческие позиции, основанные на методологической базе образования.
Тема 4 Мировоззрение специалиста в области искусства как проблема высшего профессионального образования. Система знаний, взглядов, убеждений, идеалов, определяющих отношение будущего специалиста к избранной професии.
Тема 5 Сущностные аспекты мировоззренческой культуры формирующейся личности.Культурное саморазвитие индивида как важнейшее условие мировоззренчески освоения общественной жизни.
Тема 6 Природа и содержание творческой индивидуальности личности.
Творческий процесс как сугубо индивидуальное явление.
Качества творческой личности.
Тема 7 Архитектоника и функции мировоззренческой культуры творческой личности. Ведущие функции мировоззренческой культуры творца.
Тема 8 Принципы процесса творческих проявлений индивида в искусстве в развитии мировозренческой культуры. Методологические принципы системного подхода, профессиональной направленности.
Принципы взаимосвязи социокультурных и образовательных ценностей, учета реальной жизнедеятельности и др.
Предмет 2«Теория и методика преподавания специальных дисциплин».
Цели курса: приобретение необходимых знаний, умений, навыков теории и методики преподавания специальных дисциплин.
Задачи курса:
- развитие профессионально- осознанного отношения к теоретическим и методическим аспектам преподавания специальных дисциплин. — интеграция музыкально – образовательной науки и практики; — ориентация на профессионально- творческое развитие будущего специалиста;
- направленность на становление личностной профессиональной позиции музыканта – педагога и исполнителя, побуждение его к самообразованию.
Знать:
- специфику предмета, его место в цикле дисциплин исполнительской подготовки магистранта по специальности «Искусство эстрады»;
- сущность понятий: «Теория», «Методика», «Музыкальное образование», их содержательную характеристику в преподавании предмета.
Уметь:
- раскрыть основную направленность дисциплины в подготовке специалиста музыкальной эстрады;
- охарактеризовать современную теорию преподавания предмета.
Содержание программы
Тема 1 Цель, задачи, общая характеристика курса. Сущность понятий:
«Теория», «Методика», «Музыкальное образование».
Тема 2 Функции эстрадного музыкального искусства и исполнительства в системе образования
Раздел 1 Основы теории и методики преподавания специальных дисциплин.
Тема 3Основные задачи музыкального образования как ближайшая интерпретация его цели.
Тема 4 Характеристика элементов содержания преподавания дисциплин.
Тема 5Классификация методов музыкального образования, их характеристика по связям с основными задачами курса в моделировании художественно – исполнительского процесса.
Тема 6Принципы музыкального образования, их многоаспектность. Тема 7 Межпредметные связи художественно- исполнительских дисциплин в музыкальном образовании.
Раздел II. Философско – эстетическая, музыковедческая, художественно- психологическая, музыкально- педагогическая направленность преподавания специальных дисциплин.
Тема 8 Педагог-музыкант как деятель художественной культуры общества
Тема 9 Отбор и систематизация учебной, методической, научной литературы, накопление «золотого фонда» музыкального репертуара.Раздел III Компоненты деятельности и их взаимосвязь в системе преподавания специальных дисциплин.
Тема 10 Художественно-конструктивная, музыкально- исполнительская, художественно- коммуникативная, художественно- организаторская, художественно- исследовательская деятельность педагога- музыканта.
Предмет 3«Исполнительское искусство».
Цели курса: представление об исполнительстве как форме музыкальной деятельности в соотнесении с деятельностью композитора и слушателя; анализ основных тенденций развития исполнительского искусства.
Задачи предмета: освоить материал об основных этапах развития исполнительского искусства, получить представления о исполнительском характере музыкального искусства, доступном современном репертуаре (отечественная и зарубежная музыка), исполнительских конкурсах, фестивалях и др. знать:
- сущностные аспекты понятия «искусство»;
- различные точки зрения философов на определение феномена
«исполнительство»;
- слагаемые аспекты исполнительства – взгляды, знания, убеждения. уметь:
- раскрывать познавательную, ценностную, поведенческую подсистемы искусства;
- сравнивать различные точки зрения философов на определение
«исполнительство».
Содержание программы
Тема 1.Исполнительский характер музыкального искусства. Место исполнительства в системе музыкальной коммуникации
Тема 2 Теоретические основы художественной интерпретации.
Исполнительский стиль, факторы его формирования.
Тема 3 Система исполнительских музыкальных средств: темп, ритм, агогика Тема 4 Средства исполнительской выразительности: динамика, тембр, интонирование (артикуляция, фразировка, построение музыкальной формы) Тема 5 Личность исполнителя. Психологические основы исполнительского процесса
Тема 6 Художественная культура исполнителя
Тема 7 Первичные формы музыкального исполнительства. Исполнительское искусство XVII – XVIII веков
Тема 8 Музыкальное исполнительство XIX и XX веков
Тема 9 Эстрадное исполнительское искусство в Казахстане
III. Перечень экзаменационных вопросов
«Мировоззренческая культура творческой личности».
- Мирвоззренческая культура творческой личности: предмет и цели изучения курса.
- Философская сущность мировоззрения.
- Раскрыть соотношение искусства и мировоззрения.
- Охарактеризовать эстетическое мировоззрение в освоении окружающей действительности.
- Раскрыть познавательную, ценностную, поведенческую направленность мировоззрения.
- Охарактеризовать методологические аспекты мировоззрения.
- Выявить мировоззренческие позиции в профессиональном образовании.
- Раскрыть значимость искусства как феномена содержательносмыслового значения мировоззрения.
- Раскрыть влияния искусства на формирование мировоззренческих ориентаций.
- Выявить познавательно-личностную и художественно-ценностную направленность мировоззрения.
- Раскрыть культурологический подход проникновения в духовноценностный смыл искусства.
- Охарактеризовать философско-мировоззренческую культуру личности в контексте образовательных систем.
- Показать единство интеллектуального и эмоционального как важнейших слагаемых мировоззренческой культуры личности.
- Раскрыть мировоззренческий статус профессионально-направленных убеждений.
- Раскрыть сущность творческой индивидуальности личности.
- Охарактеризовать творчество как процесс.
- Выявить качества творческой личности.
- Раскрыть архитектонику мировоззренческой культуры.
- Охарактеризовать функции мировоззренческой культуры творческой личности.
- Выявить общие и методологические принципы мировоззренческой культуры.
- Раскрыть мировоззрение в контексте образования.
- Охарактеризовать мировоззренческую специфику творчества.
- Раскрыть специфику эстетического мировоззрения.
- Охарактеризовать значимость мировоззрения профессиональном становлении специалиста-музыканта.
«Теория и методика преподавания специальных дисциплин».
- Теория и методика преподавания специальных дисциплин: предмет и цели изучения.
- Приоритетные качества личности педагога-музыканта.
- Проблемы эстрадного музыкального образования как область теории и методики исследования.
- Педагог-музыкант как деятель художественной культуры общества.
- Элементы содержания преподавания исполнительских дисциплин.
- Методы музыкального образования, их классификация.
- Изучение творческих способностей личности в трудах исследователей.
- Многоаспектность принципов музыкального образования.
- Межпредметные связи в музыкальном образовании.
- Художественно-исполнительские дисциплины, их специфика и содержание.
- Сущность понятия «принцип».
- Педагогический принцип «единство художественного» и
«технического».
- Сущность понятий: «теория», «методика» применительно к музыкальному образованию.
- Эстрадное музыкальное исполнительство как важнейший фактор музыкального образования.
- Сущность отбора и систематизации эстрадного музыкального материала.
- Музыкальная культура и эстрадное исполнительство в постижении преподавания специальных дисциплин.
- Эстрадное музыкальное искусство в образовательном процессе.
- Виды музыкальной направленности в преподавании специальных дисциплин.
- Ведущие принципы музыкального образования.
- Проблема творчества в музыкальной педагогике.
- Мировоззренческие убеждения педагога-музыканта.
- Компоненты деятельности педагога-музыканта эстрадного исполнительства.
- Сущность взаимосвязи музыкальной педагогики и эстрадного исполнительства.
- Требования к отбору и систематизации эстрадного музыкального репертуара.
«Исполнительское искусство».
- Исполнительский характер музыкального искусства.
- Сотворчество музыканта – исполнителя и композитора.
- Взаимодействие исполнителя и слушательской аудитории
- Художественная коммуникация – важнейшая сторона музыкального исполнительства.
- Творческая природа исполнительства
- Художественно – выразительные средства исполнительского искусства.
- Средства исполнительской выразительности: динамика, тембр, интонирование.
- Генезис музыкального ритма и темпа
- Агогика как средство выразительности музыки
- Артикуляция и фразировка в смысловом разделении музыки
- Художественная культура исполнителя.
- Исполнительский стиль, факторы его формирования.
- Музыкальная интерпретация как результат взаимодействия нотного текста, исполнительских традиций и творческой воли исполнителя.
- Темповая память, драматургия произведения, динамика и др.
- Развитие всех сторон психики : воображения, памяти, внимания, воли, артистической и эмпатической способностей, художественного темперамента.
- Культивирование собственной индивидуальности как условия артистической деятельности.
- Осведомленность в различных областях литературы и искусства, знание музыки разных стилей.
- Владение всеми компонентами исполнительской техники (от двигательной до артистической).
- Общительность, отзывчивость, артистизм музыканта – исполнителя.
- Исполнитель и публика : взаимодействие и сотворчество.
- Интонационная природа музыкального исполнительства.
- Музыкальное исполнительство в XIX веке.
- Музыкальное исполнительство XX века.
- Эстрадное исполнительское искусство в Казахстане
- Список рекомендуемой литературы
«Мировоззренческая культура творческой личности»
- Арцышевский Р.А. Мировоззрение, сущность, специфика, развитие. – Львов, 1986.
- Абдулладзе Г. А. Философская сущность музыкального искусства. – Баку, 1985.
- Аперсян Г.З Эстетическое созерцание / Эстетическая деятельность в обществе. – М., 1986.
- Арановский М.Г. Два этюда о творческом процессе. – М., 1994.
- Баренбойм Л.А. Эмиль Гилельс. Творческий портрет артиста. – М., 1990.
- Батишев Г.С. Ценность культуры и бесконечное мировоззренческое становление человека // Мировоззрение, опыт теоретического анализа. – М., 1984.
- Бахтин М.М. Архитектоника поступка // Социологические исследования. №2, 1986.
- Выготский Л.С. Психология искусства. Изд.2-е, испр.и доп. – М., 1968.
- Володин Э.Ф. Искусство и мировоззрение. – М., 1982.
- Вентцель К.Н. Этика и педагогика творческой личности. В 2-х т. Т.1. –
М., 1991.
- Гегель. Философия духа / Энциклопедия философских наук. Т.3. – М., 1977.
- Диденко В.Д. Искусство и философия / Знание, Новое в жизни, науке, технике. Эстетика, №6 – М., 1986.
- Делез Ж. Логика смысла. – М., 1995.
- Залесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. – М., 1994.
- Закс Л. Музыка в контекстах духовной культуры / Критика и музыкознание. Сб.ст. Вып.3. – Л., 1987.
- Каган М.С. Философия культуры. – СПб, 1996.
- Каган М.С. Философия как мировоззрение // Вопросы философии, №9, 1997.
- Касьян А.А. Мировоззрение и методология в контексте образования. –
Н.Новгород, 1994.
- Киященко Н.И. Мировоззрение педагога-музыканта, общее и особенное // Мировоззрение учителя музыки, взгляд в настоящее и будущее. – М., 1998.
- Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. – М., 1981.
- Мировоззрение. Понятие, структура, функции. – Воронеж, 1980.
- Пастернак Б.Л. Мой взгляд на искусство. – Саратов, 1990.
- Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. — М., 1972.
- Трубецкий Е.Н. Смысл жизни. Антология. Вып.2. – М., 1994.
- Франк С.Л. Духовные основы общества / Мыслители ХХ века. – М., 1992. 26. Философия и мировоззрение. – М., 1990.
- Целковников Б.М. Мировоззрение педагога-музыканта: В поисках смысла. Исследование. – М., 1999.
- Якобсон П.М. Психология чувств. – М., 1956.
«Теория и методика преподавания специальных дисциплин» 1. Выготский Л.С. Психология искусства.- Минск: Современное слово, 1998
- Дмитриев Л. Основы вокальной методики.- М, 2007.
- Зданович А. Некторые вопросы вокальной методики.- М., 1965.
- Сахнова И. В Вокальная подготовка специалистов музыкальной эстрады:
исторический и теоретический аспекты. – М.:МГУКИ, 2008, №1
- Медушевский В.В. Музыка в семье искусств.- М.,1984
- Медушевский В.В. Межпредметные связи преподавания искусства.- М.,1981.
- Нейгауз Г.Г. Художественный образ // Об искусстве фортепианной игры. Изд. 4-е.-М.,1982.
- Клитин С. С., Проблемы теории, истории и методики эстрадного испонительства. – Л.: Искусство, 1986
- Симонов П.В. Метод К.С.Станиславского и физиология эмоций. — М.,1962. 10. Терентьева Н.А. Основы творческого музицирования. Учебное пособие – СПБ, 1996.
- Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. – М.,1980.
- Клипп О. Я., Обучение эстрадному пению на музыкальных факультетах педвузов: дисс…канд.пед.наук. – М., 2003.
- Тельчара Р.А. Введение в феноменологию музыки.-М.,1991.
- Пиличяускас А.А. Познание музыки как воспитательная проблема. – М.,1992.
- Муратов М. М., Эстрада как феномен массовой культуры: авторев.дисс…канд.философ.наук. – Казань, 2005.
- Юнг К.Г. Феномен духа в искусстве и науке.- М.,1992.
- Фрейд Зигмунд. Художник и фантазирование.- М.,1995.
- Рождественская Н.В. Психология сценической деятельности / Психология художественного творчества.- Спб.,1995.
- Мелик – Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности/.- М.,1992.
- Джердималиева Р.Р. Музыкально- творческий процесс: сущность и содержание (к теории вопроса). – Алматы,2004.
- Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других.- М.: Филин,1996.
- Станиславский К.С. Работа актера над собой.- М.,1951.
- Кесоглу Л. К. Эстрадный вокал. – Алматы, 2002.
- Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения.- М.,1994.
- Балтабаев М. Х. Соверенная художественная культура Казахстана. – Алматы, 1998.
- Малунцева В. А. Профессиональное становление музыканта-педагога в классе индивидуальной исполнительской подготовки. – М., 2006.
- Старчеус М. С. Формирование личности как проблема музыкального исследования / Музыкальное образование – личность – культура. – М., 1989.
«Исполнительское искусство»
- Асафьев Б.В. Об исполнителях // Критические статьи и рецензии. – Л.,1967
- Алексеев А.Д. Музыкально — исполнительское искусство конца XIX – первой половины XX века. – М., 1995.
- Вопросы музыкального исполнительства. Вып.5. – М.,1969.
- Выготский Л.С.. Психология искусства. Изд. 4-е. – М.,2010.
- Володин Э.Ф. Искусство и мировозрение. – М., 1982.
- Гинзбург Л.С. О музыкальном исполнительстве. – М.: Знание, 1972.
- Гуренко С.Г. Проблемы художественной интерпретации : философский анализ. – Новосибирск: Наука, 1982
- Гарбузов Н.А. Зонная природа темпа и ритма // Н.А. Гарбузов — музыкант, исполнитель, педагог. – М., 1980.
- Дельсон В Некоторые вопросы эстетики исполнительства. – М., 1960.
- Диденко В.Д. Искусство и философия / Знание, новое в жизни, науке, технике. Эстетика, №6 – М., 1986.
- Живов В.Л. Исполнительский анализ хорового произведения. – М., 1987.
- Казальс П. Об интерпретации. – М., 1956.
- Капустин Ю.В. Социальные функции музыканта-исполнителя и формы их осуществления в современном обществе: автореферат, дис… канд.искусств. – Л., 1974.
- Капустин Ю.В. Музыкант-исполнитель и публика. Социологические проблемы современной концертной жизни. – Л.: Музыка, 1985.
- Корыхалова Н.П. Интериретация музыки – Л.: Музыка, 1979.
- Кирнарская Д.К. Музыкальные способности. – М., 2004.
- Каган М.С. Социальные функции искусства. – Л., 1978.
- Котляревский И. Темп и его обозначения в произведениях И.С. Баха. // Бах и современность. Сб.статей. – Киев.:Музычна Украина, 1985.
- Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. – М., 1976.
- Назайкинский Е.В. О музыкальном темпе. – М., 1965.
- Рабинович Д. Исполнитель и стиль. Т.1 — 2 — М., 1979-1981.
- Сохор А. Музыка – культура-музыкальная культура. – М., 1978.
- Соловьев В.С. Общий смысл искусства. Соч в 2-х т. – М., 1988.
- Холопова В. Музыкальный ритм, — М., 1980.
- Цыпин Г.М. Музыкант и его работа. Проблемы психологии творчества. – Кн 1-М.: Советский композитор, 1988.