8D02108 «Искусство эстрады» (рус)

       Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине докторантуры сформирована в объеме программы предшествующей ступени послевузовского образования (магистратуры).

       Основные требования к уровню подготовки специалистов по докторантуре 8D02108 «Искусство эстрады»

 

I.Поступающий в докторантуру должен  иметь представление о дисциплинах:

«Мировоззренческая культура творческой личности».

«Теория и методика преподавания специальных дисциплин».

«Исполнительское искусство».

     

       знать: теоретические основы названных дисциплин; методику преподавания специальных дисциплин, ведущие тенденции развития исполнительского искусства. уметь: ориентироваться в теоретическом материале, в различных вопросах исследуемых проблем; применять теоретические знания в своей профессиональной деятельности.

       иметь навыки: анализа сущностных и содержательных сторон художественных ценностей и процессов музыкального искусства и исполнительства.  быть компетентным: в области мировоззренческой и исполнительской культуры личности; в вопросах теории и практики преподавания специальных дисциплин.

 

       Вступительный   экзамен      проводится         в        устной        форме и в форме реферата         согласно «Положению о приеме в магистратуру и PhD докторантуру».

 

  1. Наименование дисциплины и их основные разделы

Предмет 1  «Мировоззренческая культура творческой личности». Цели курса: теоретическое и практическое осмысление мировоззренческой культуры в проявлениях познавательного, ценностного, творчески-активного отношения к музыке, искусству.

         Студенты, вооруженные теоретическими знаниями и творческим опытом их практического применения, получают надежный ориентир для анализа и успешного решения различных профессиональных вопросов и проблем, выработки индивидуально-творческой позиции при их изучении и разработке. Мировоззренческая культура будущего специалиста позволяет глубже осознать диалектический характер своей профессиональной деятельности, осуществить аргументированный выбор методических средств, точнее выявлять эффективность, жизнедеятельность тех или иных учебных программ, пособий и т.д.

Задачи курса:

       научно-теоретические представления о феномене «мировоззрение»; личностно-творческая природа мировоззренческой культуры специалиста в общении с искусством;

       принципы и функции в анализе мировоззренческой культуры творческой личности. знать:

  • сущностные аспекты понятия «мировоззрение»;
  • различные точки зрения философов на определение феномена

«мировоззрение»;

  • слагаемые мировоззрения – взгляды, знания, убеждения.

уметь:

  • раскрывать познавательную, ценностную, поведенческую подсистемы мировоззрения;
  • сравнивать различные точки зрения философов на определение

«мировоззрение»

 

Содержание программы:

Тема 1 Философская сущность мировоззрения.

Тема 2 Искусство и мировоззрение. Эстетическое мировоззрение в чувственно-эмоциональном освоении окружающей действительности.

Тема 3 Мировоззрение и методология в контексте образования. Мировоззренческие позиции, основанные на методологической базе образования.

Тема 4 Мировоззрение специалиста в области искусства как проблема высшего профессионального образования. Система знаний, взглядов, убеждений, идеалов, определяющих отношение будущего специалиста к избранной професии.

Тема 5 Сущностные аспекты мировоззренческой культуры формирующейся личности.Культурное саморазвитие индивида как важнейшее условие мировоззренчески освоения общественной жизни.

Тема 6    Природа и содержание творческой индивидуальности личности.

Творческий процесс как сугубо индивидуальное явление.

Качества творческой личности.

Тема 7 Архитектоника и функции мировоззренческой культуры творческой личности. Ведущие функции мировоззренческой культуры творца.

Тема 8 Принципы процесса творческих проявлений индивида в искусстве в развитии мировозренческой культуры. Методологические принципы системного подхода, профессиональной направленности.

Принципы взаимосвязи социокультурных и образовательных ценностей, учета реальной жизнедеятельности и др.

Предмет 2«Теория и методика преподавания специальных дисциплин».

Цели курса: приобретение  необходимых  знаний, умений,  навыков  теории  и  методики  преподавания  специальных  дисциплин.

Задачи  курса:

  • развитие профессионально- осознанного  отношения  к  теоретическим  и  методическим  аспектам  преподавания  специальных  дисциплин.        —  интеграция  музыкально – образовательной  науки  и  практики;        — ориентация  на  профессионально- творческое  развитие   будущего  специалиста;
  • направленность на  становление  личностной  профессиональной  позиции   музыканта – педагога  и  исполнителя,   побуждение его  к  самообразованию.

Знать:

  • специфику предмета, его место в цикле дисциплин исполнительской подготовки магистранта по специальности «Искусство эстрады»;
  • сущность понятий: «Теория», «Методика», «Музыкальное образование», их содержательную характеристику в преподавании предмета.

Уметь: 

  • раскрыть основную направленность дисциплины в подготовке специалиста музыкальной эстрады;
  • охарактеризовать современную теорию преподавания предмета.

 

Содержание программы

Тема 1 Цель, задачи,  общая  характеристика курса. Сущность понятий:

«Теория», «Методика», «Музыкальное образование».

Тема 2 Функции эстрадного  музыкального  искусства и  исполнительства  в  системе  образования

Раздел 1  Основы  теории  и  методики   преподавания  специальных  дисциплин. 

Тема 3Основные  задачи  музыкального образования как  ближайшая интерпретация его  цели.

Тема 4 Характеристика элементов  содержания преподавания дисциплин.

Тема 5Классификация  методов  музыкального  образования, их  характеристика  по  связям  с  основными  задачами курса в  моделировании  художественно – исполнительского процесса.

Тема 6Принципы  музыкального образования, их  многоаспектность. Тема 7 Межпредметные  связи  художественно- исполнительских дисциплин  в  музыкальном   образовании.

Раздел II. Философско – эстетическая,  музыковедческая, художественно- психологическая, музыкально- педагогическая  направленность  преподавания  специальных  дисциплин.

Тема 8 Педагог-музыкант как деятель художественной культуры общества

Тема 9 Отбор  и  систематизация  учебной, методической, научной  литературы,  накопление  «золотого  фонда»  музыкального репертуара.Раздел  III  Компоненты  деятельности  и  их  взаимосвязь  в  системе  преподавания  специальных  дисциплин.

Тема 10 Художественно-конструктивная, музыкально- исполнительская, художественно- коммуникативная,  художественно- организаторская,  художественно- исследовательская  деятельность  педагога- музыканта.

 

Предмет 3«Исполнительское искусство».

 

Цели курса: представление об исполнительстве как форме музыкальной деятельности в соотнесении с деятельностью композитора и слушателя; анализ основных тенденций развития исполнительского искусства.

Задачи предмета: освоить материал об основных этапах развития исполнительского  искусства, получить представления о исполнительском характере музыкального искусства, доступном современном репертуаре (отечественная и зарубежная музыка), исполнительских конкурсах, фестивалях и др. знать:

  • сущностные аспекты понятия «искусство»;
  • различные точки зрения философов на определение феномена

«исполнительство»;

  • слагаемые аспекты исполнительства – взгляды, знания, убеждения. уметь:
  • раскрывать познавательную, ценностную, поведенческую подсистемы искусства;
  • сравнивать различные точки зрения философов на определение

«исполнительство».

     

Содержание программы

 

Тема 1.Исполнительский характер музыкального искусства. Место исполнительства в системе музыкальной коммуникации

Тема 2 Теоретические основы художественной интерпретации.

Исполнительский стиль, факторы его формирования.

Тема 3 Система исполнительских музыкальных средств: темп, ритм, агогика Тема 4 Средства исполнительской выразительности: динамика, тембр, интонирование (артикуляция, фразировка, построение музыкальной формы) Тема 5 Личность исполнителя. Психологические основы исполнительского процесса

Тема 6 Художественная культура исполнителя

Тема 7 Первичные формы музыкального исполнительства. Исполнительское искусство XVII – XVIII веков

Тема 8 Музыкальное исполнительство XIX и XX веков

Тема 9 Эстрадное исполнительское искусство в Казахстане

 

III.        Перечень экзаменационных вопросов

 

«Мировоззренческая культура творческой личности».

  1. Мирвоззренческая культура творческой личности: предмет и цели изучения курса.
  2. Философская сущность мировоззрения.
  3. Раскрыть соотношение искусства и мировоззрения.
  4. Охарактеризовать эстетическое        мировоззрение   в        освоении окружающей действительности.
  5. Раскрыть познавательную,          ценностную,        поведенческую направленность мировоззрения.
  6. Охарактеризовать методологические аспекты мировоззрения.
  7. Выявить мировоззренческие      позиции     в        профессиональном образовании.
  8. Раскрыть значимость искусства как феномена содержательносмыслового значения мировоззрения.
  9. Раскрыть влияния искусства на формирование мировоззренческих ориентаций.
  10. Выявить познавательно-личностную и художественно-ценностную направленность мировоззрения.
  11. Раскрыть культурологический подход проникновения в духовноценностный смыл искусства.
  12. Охарактеризовать философско-мировоззренческую культуру личности в контексте образовательных систем.
  13. Показать единство интеллектуального и эмоционального как важнейших слагаемых мировоззренческой культуры личности.
  14. Раскрыть мировоззренческий статус профессионально-направленных убеждений.
  15. Раскрыть сущность творческой индивидуальности личности.
  16. Охарактеризовать творчество как процесс.
  17. Выявить качества творческой личности.
  18. Раскрыть архитектонику мировоззренческой культуры.
  19. Охарактеризовать функции мировоззренческой культуры творческой личности.
  20. Выявить общие и методологические принципы мировоззренческой культуры.
  21. Раскрыть мировоззрение в контексте образования.
  22. Охарактеризовать мировоззренческую специфику творчества.
  23. Раскрыть специфику эстетического мировоззрения.
  24. Охарактеризовать значимость мировоззрения профессиональном становлении специалиста-музыканта.

 

«Теория и методика преподавания специальных дисциплин».

  1. Теория и методика преподавания специальных дисциплин: предмет и цели изучения.
  2. Приоритетные качества личности педагога-музыканта.
  3. Проблемы эстрадного музыкального образования как область теории и методики исследования.
  4. Педагог-музыкант как деятель художественной культуры общества.
  5. Элементы содержания преподавания исполнительских дисциплин.
  6. Методы музыкального образования, их классификация.
  7. Изучение творческих способностей личности в трудах исследователей.
  8. Многоаспектность принципов музыкального образования.
  9. Межпредметные связи в музыкальном образовании.
  10. Художественно-исполнительские дисциплины,       их     специфика и содержание.
  11. Сущность понятия «принцип».
  12. Педагогический принцип «единство художественного» и

«технического».

  1. Сущность понятий:    «теория»,   «методика»         применительно   к музыкальному образованию.
  2. Эстрадное музыкальное исполнительство как важнейший фактор музыкального образования.
  3. Сущность отбора и систематизации эстрадного музыкального материала.
  4. Музыкальная культура и эстрадное исполнительство в постижении преподавания специальных дисциплин.
  5. Эстрадное музыкальное искусство в образовательном процессе.
  6. Виды музыкальной направленности в преподавании специальных дисциплин.
  7. Ведущие принципы музыкального образования.
  8. Проблема творчества в музыкальной педагогике.
  9. Мировоззренческие убеждения педагога-музыканта.
  10. Компоненты деятельности       педагога-музыканта    эстрадного исполнительства.
  11. Сущность взаимосвязи        музыкальной      педагогики          и       эстрадного исполнительства.
  12. Требования к отбору и систематизации эстрадного музыкального репертуара.

 

«Исполнительское искусство».

  1. Исполнительский характер музыкального искусства.
  2. Сотворчество музыканта – исполнителя и композитора.
  3. Взаимодействие исполнителя и слушательской аудитории
  4. Художественная коммуникация – важнейшая сторона музыкального исполнительства.
  5. Творческая природа исполнительства
  6. Художественно – выразительные средства исполнительского искусства.
  7. Средства исполнительской          выразительности:        динамика, тембр, интонирование.
  8. Генезис музыкального ритма и темпа 
  9. Агогика как средство выразительности музыки
  10. Артикуляция и фразировка в смысловом разделении музыки
  11. Художественная культура исполнителя.
  12. Исполнительский стиль, факторы его формирования.
  13. Музыкальная интерпретация как результат взаимодействия нотного текста, исполнительских традиций и творческой воли исполнителя.
  14. Темповая память, драматургия произведения, динамика и др.
  15. Развитие всех сторон психики : воображения, памяти, внимания, воли, артистической и эмпатической способностей, художественного темперамента.
  16. Культивирование собственной индивидуальности как условия артистической деятельности.
  17. Осведомленность в различных областях литературы и искусства, знание музыки разных стилей.
  18. Владение всеми компонентами исполнительской техники (от двигательной до артистической).
  19. Общительность, отзывчивость, артистизм музыканта – исполнителя.
  20. Исполнитель и публика : взаимодействие и сотворчество.
  21. Интонационная природа музыкального исполнительства.
  22. Музыкальное исполнительство в XIX веке.
  23. Музыкальное исполнительство XX века.
  24. Эстрадное исполнительское искусство в Казахстане

 

  1. Список рекомендуемой литературы

«Мировоззренческая культура творческой личности»

  1. Арцышевский Р.А. Мировоззрение, сущность, специфика, развитие. – Львов, 1986.
  2. Абдулладзе Г. А. Философская сущность музыкального искусства. – Баку, 1985.
  3. Аперсян Г.З Эстетическое созерцание / Эстетическая деятельность в обществе. – М., 1986.
  4. Арановский М.Г. Два этюда о творческом процессе. – М., 1994.
  5. Баренбойм Л.А. Эмиль Гилельс. Творческий портрет артиста. – М., 1990.
  6. Батишев Г.С. Ценность культуры и бесконечное мировоззренческое становление человека // Мировоззрение, опыт теоретического анализа. – М., 1984.
  7. Бахтин М.М. Архитектоника поступка // Социологические исследования. №2, 1986.
  8. Выготский Л.С. Психология искусства. Изд.2-е, испр.и доп. – М., 1968.
  9. Володин Э.Ф. Искусство и мировоззрение. – М., 1982.
  10. Вентцель К.Н. Этика и педагогика творческой личности. В 2-х т. Т.1. –

М., 1991.

  1. Гегель. Философия духа / Энциклопедия философских наук. Т.3. – М., 1977.
  2. Диденко В.Д. Искусство и философия / Знание, Новое в жизни, науке, технике. Эстетика, №6 – М., 1986.
  3. Делез Ж. Логика смысла. – М., 1995.
  4. Залесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. – М., 1994.
  5. Закс Л. Музыка в контекстах духовной культуры / Критика и музыкознание. Сб.ст. Вып.3. – Л., 1987.
  6. Каган М.С. Философия культуры. – СПб, 1996.
  7. Каган М.С. Философия как мировоззрение // Вопросы философии, №9, 1997.
  8. Касьян А.А. Мировоззрение и методология в контексте образования. –

Н.Новгород, 1994.

  1. Киященко Н.И. Мировоззрение педагога-музыканта, общее и особенное // Мировоззрение учителя музыки, взгляд в настоящее и будущее. – М., 1998.
  2. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. – М., 1981.
  3. Мировоззрение. Понятие, структура, функции. – Воронеж, 1980.
  4. Пастернак Б.Л. Мой взгляд на искусство. – Саратов, 1990.
  5. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. — М., 1972.
  6. Трубецкий Е.Н. Смысл жизни. Антология. Вып.2. – М., 1994.
  7. Франк С.Л. Духовные основы общества / Мыслители ХХ века. – М., 1992. 26. Философия и мировоззрение. – М., 1990.
  8. Целковников Б.М. Мировоззрение педагога-музыканта: В поисках смысла. Исследование. – М., 1999.
  9. Якобсон П.М. Психология чувств. – М., 1956.

 

«Теория и методика преподавания специальных дисциплин» 1. Выготский Л.С. Психология искусства.- Минск:  Современное слово, 1998

  1. Дмитриев Л. Основы  вокальной  методики.- М, 2007.
  2. Зданович А. Некторые  вопросы  вокальной  методики.- М., 1965.
  3. Сахнова И. В Вокальная подготовка специалистов музыкальной эстрады:

исторический и теоретический аспекты. – М.:МГУКИ, 2008, №1  

  1. Медушевский В.В. Музыка в  семье  искусств.- М.,1984
  2. Медушевский В.В. Межпредметные  связи преподавания искусства.- М.,1981.
  3. Нейгауз Г.Г. Художественный образ // Об искусстве  фортепианной игры. Изд. 4-е.-М.,1982.
  4. Клитин С. С., Проблемы теории, истории и методики эстрадного испонительства. – Л.: Искусство, 1986
  5. Симонов П.В. Метод К.С.Станиславского и физиология эмоций. — М.,1962. 10. Терентьева Н.А.  Основы творческого музицирования. Учебное пособие – СПБ, 1996.
  6. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. – М.,1980.
  7. Клипп О. Я., Обучение эстрадному пению на музыкальных факультетах педвузов: дисс…канд.пед.наук. – М., 2003.
  8. Тельчара Р.А. Введение в феноменологию  музыки.-М.,1991.
  9. Пиличяускас А.А. Познание музыки как  воспитательная  проблема. – М.,1992.
  10. Муратов М. М., Эстрада как феномен массовой культуры: авторев.дисс…канд.философ.наук. – Казань, 2005.
  11. Юнг К.Г. Феномен духа в  искусстве и  науке.- М.,1992.
  12. Фрейд Зигмунд. Художник и фантазирование.- М.,1995.
  13. Рождественская Н.В. Психология сценической  деятельности / Психология художественного творчества.- Спб.,1995.
  14. Мелик – Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности/.- М.,1992.
  15. Джердималиева Р.Р. Музыкально- творческий процесс: сущность и содержание (к теории  вопроса). – Алматы,2004.
  16. Бойко В.В. Энергия  эмоций  в общении: взгляд  на  себя и на других.- М.: Филин,1996.
  17. Станиславский К.С. Работа актера над  собой.- М.,1951.
  18. Кесоглу Л. К. Эстрадный вокал. – Алматы, 2002.
  19. Цыпин Г.М. Психология  музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения.- М.,1994.
  20. Балтабаев М. Х. Соверенная художественная культура Казахстана. – Алматы, 1998.
  21. Малунцева В. А. Профессиональное становление музыканта-педагога в классе индивидуальной исполнительской подготовки. – М., 2006.
  22. Старчеус М. С. Формирование личности как проблема музыкального исследования / Музыкальное образование – личность – культура. – М., 1989.

 

«Исполнительское искусство»

  1. Асафьев Б.В. Об исполнителях // Критические статьи и рецензии. – Л.,1967
  2. Алексеев А.Д. Музыкально — исполнительское искусство конца XIX – первой половины XX века. – М., 1995.
  3. Вопросы музыкального исполнительства. Вып.5. – М.,1969.
  4. Выготский Л.С.. Психология искусства. Изд. 4-е. – М.,2010.
  5. Володин Э.Ф. Искусство и мировозрение. – М., 1982.
  6. Гинзбург Л.С. О музыкальном исполнительстве. – М.: Знание, 1972.
  7. Гуренко С.Г. Проблемы художественной интерпретации : философский анализ. – Новосибирск: Наука, 1982
  8. Гарбузов Н.А. Зонная природа темпа и ритма // Н.А. Гарбузов — музыкант, исполнитель, педагог. – М., 1980.
  9. Дельсон В Некоторые вопросы эстетики исполнительства. – М., 1960.
  10. Диденко В.Д. Искусство и философия / Знание, новое в жизни, науке, технике. Эстетика, №6 – М., 1986.
  11. Живов В.Л. Исполнительский анализ хорового произведения. – М., 1987.
  12. Казальс П. Об интерпретации. – М., 1956.
  13. Капустин Ю.В. Социальные функции музыканта-исполнителя и формы их осуществления в современном обществе: автореферат, дис… канд.искусств. – Л., 1974.
  14. Капустин Ю.В. Музыкант-исполнитель и публика. Социологические проблемы современной концертной жизни. – Л.: Музыка, 1985.
  15. Корыхалова Н.П. Интериретация музыки – Л.: Музыка, 1979.
  16. Кирнарская Д.К. Музыкальные способности. – М., 2004.
  17. Каган М.С. Социальные функции искусства. – Л., 1978.
  18. Котляревский И. Темп и его обозначения в произведениях И.С. Баха. // Бах и современность. Сб.статей. – Киев.:Музычна Украина, 1985.
  19. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. – М., 1976.
  20. Назайкинский Е.В. О музыкальном темпе. – М., 1965.
  21. Рабинович Д. Исполнитель и стиль. Т.1 — 2 — М., 1979-1981.
  22. Сохор А. Музыка – культура-музыкальная культура. – М., 1978.
  23. Соловьев В.С. Общий смысл искусства. Соч в 2-х т. – М., 1988.
  24. Холопова В. Музыкальный ритм, — М., 1980.
  25. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа. Проблемы психологии творчества. – Кн 1-М.: Советский композитор, 1988.